Проекты домов Строительство Калькуляторы

Сметные нормативы. WinАВеРС - Программное обеспечение для строителей - Сметное дело_сметные нормативы

Совокупность нормативов, применяемых при определении сметной стоимости стр-ва. К сметным нормам относятся нормы: расхода производств, ресурсов (труда, времени работы строит, машин, материалов, деталей и конструкций) на единицу отдельных видов строит, и монтажных работ, на укрупненные конструктивные элементы и на здания и сооружения в целом; для определения сметной стоимости машино-смен строит, машин; амортизационных отчислений по строит, машинам и оборудованию; дополнительных затрат, связанных с производством работ в зимнее время; накладных и заготовительно-складских расходов; плановых накоплений; затрат на временные здания и сооружения; расходов на непредвиденные работы и затраты; затрат на содержание дирекций строящихся пр-тий и др.

Сметные нормы расхода ресурсов установлены на земляные, буровзрывные, свайные работы, закрепление грунтов, каменные, бетонные, железобетонные, стальные и деревянные конструкции, внутр. сан.-технич. устройства, изоляц., отделочные работы, озеленение и т. д. с учетом многообразия соврем, строит, конструкций и методов произ-ва работ, применяемых в пром., с.-х., жилищно-гра- жданском и коммунальном стр-ве, в стр-ве трубопроводов, в ж.-д., автодорожном и аэродромном стр-ве, в морском и речном, гидротехнич., шахтном стр-ве, в стр-ве мостов и туннелей, электростанций и сетей энергетики и связи.

Нормы затрат труда и зарплаты выражены соответственно в человеко-днях и в рублях. Нормы машино-смен приведены только для крупных строит, машин; для второстепенных машин и средств малой механизации нормы выражены в рублях. Нормы расхода материалов, деталей и конструкций выражены в соответствующих единицах измерения (ж3, т и т. д.), а для второстепенных материалов, имеющих незначит, удельный вес,- в рублях.

Сметные нормы расхода ресурсов являются усредненными и предусматривают весь комплекс строит, процессов, необходимых для выполнения соответствующих конструктивных элементов или видов работ, отд. частей зданий и сооружений или возведения их в целом. Для обеспечения возможности произ-ва промежуточных расчетов между подрядчиками и заказчиками за выполненные работы в сметных нормах расхода ресурсов в необходимых случаях приведены показатели для раздельного нормирования строит, процессов, входящих в комплекс работ по возведению того или иного конструктивного элемента, но календарно оторванных друг от друга, напр., опалубочных и арматурных работ при возведении железобетонных конструкций, гид- равлич. испытаний при укладке трубопроводов и т. д.

Сметная норма для определения сметной стоимости машино-смен строительных машин включают две группы затрат. В 1-й группе учитываются расходы (в руб.) на восстановление первонач. стоимости и на все виды ремонта машин, на транспортирование, монтаж и демонтаж их, на содержание машинопрокатных баз и др.; 2-я группа включает потребность в рабочих, управляющих машинами, расход горючего, электроэнергии и сжатого воздуха (в натуральных показателях).

С. н. амортизационных отчислений по строит, машинам и оборудованию устанавливаются в процентах от балансовой стоимости машин, с распределением на восстановление первонач. стоимости и на капитальный ремонт.

В сметных нормах дополнительных затрат, связанных с произ-вом работ в зимнее время, учтены все дополнит, расходы, вызываемые произ-вом работ в зимнее время, включая затраты на временное отопление зданий, законченных вчерне. Эти нормы установлены по видам стр-ва в процентах от стоимости строит.- монтажных работ по 1-й части сводного сметно-финансового расчета. При составлении смет и при укрупненных расчетах к этим нормам по стройкам, расположенным в отд. областях и краях, применяются поправочные коэфф. на продолжительность зимнего периода. Нормы исчислены исходя из ритмичного выполнения работ в течение года.

Сметные нормы накладных расходов на строит, работы установлены по общесоюзным министерствам и ведомствам и по союзным республикам, а последними - по республиканским министерствам и ведомствам в процентах от сметных прямых затрат. Эти нормы применяются при определении сметной стоимости работ, выполняемых строит, орг-циями соответствующих министерств и ведомств на объектах всех заказчиков. Единые нормы накладных расходов установлены на работы по монтажу стальных конструкций и горно- капит. работы (в процентах к сметной сумме прямых затрат), а также на работы по монтажу оборудования, болотно-подгото- вит. и по лесоочистке в связи со стр-вом гидротехнич. сооружений (в процентах к сметной осн. зарплате рабочих). Для строек, расположенных в районах Крайнего Севера и некоторых других районах с тяжелыми условиями работы, министерства и ведомства заказчики, совместно с подрядными орг-циями, выполняющими работы, утверждают по согласованию со Стройбанком СССР повыш. нормы накладных расходов. При расчетах за строит, работы, выполненные субподрядными орг-циями, применяются нормы накладных расходов установленные для генерального подрядчика.

С.н. з а г о т о в и т е л ь н о - с к л а д- ских расходов - единые для всех министерств и ведомств в процентах от стоимости (франко-приобъектный склад) строит., санитарно-технич. и электротех- нич. материалов, оборудования и стальных конструкций.

С. н. и л а н о в ы х н а к о и л е н и й применяется единая для всех видов строит, и монтажных работ и для всех исполнителей; она выражается в процентах от сметной суммы прямых затрат и накладных расходов.

Сметные нормы затрат на временные здания и сооружения установлены по видам стр-ва в % от стоимости стр-ва по 1-й части сводного сметно-финансового расчета. Эти нормы предусматривают использование для обслуживания строит, произ-ва зданий, сооружений, энергетич. и др. хозяйств, запроектированных в составе строящегося предприятия. Затраты на стр-во и оборудование крупных индустриальных предприятий по произ-ву строит, материалов, деталей и конструкций в нормах не учитываются. Указанные нормы определяют первоначальные затраты на временные здания и сооружения. В сводном сметно-финансовом расчете учитываются возвратные суммы от этих затрат.

Нормы затрат на содержание дирекций строящихся предприятий (включая технический надзор) установлены в процентах от сметной стоимости строительства.

Нормы расходов на непредвиденные работы п затраты исчисляются в процентах от итога по 1-й и 2-й частям сводного сметно-финансового расчета.

Сметные нормы разрабатываются на основе директив партии и правительства о широком внедрении новой техники, повышении уровня орг-ции и механизации стр-ва, упорядочении сети и структуры строит, орг-ций, максимальном использовании сборных деталей и конструкций заводского изготовления, с учетом опыта передовых строит, орг-ций, а также последних достижений науки и новаторов строит, произ-ва.

Сметные нормы расхода ресурсов на единицу работ п нормы для определения сметной стоимости машино-смен утверждены в составе Строительных Норм и Правил (СНиП, часть 4); нормы накладных и заготовит.- складских расходов, нормы плановых накоплений, а также нормы амортизац. отчислений установлены отд. постановлениями правительства. Остальные С. н. утверждены по поручению правительства Госстроем СССР.

С. н. не распространяются на отд. конструкции уникальных зданий и сооружений, к капитальности и качеству к-рых предъявляются особые требования, а также на ремонтные работы. Строит, конструкции и виды работ, не предусмотренные СНиП, нормируются по ведомственным С. н., а при отсутствии таковых - по действующим производств, нормам на строит, работы.

По мере развития строит, техники, роста производительности труда, совершенствования орг-ции и механизации строит, работ и повышения качества стр-ва С.н.периодически пересматриваются. Госстрой СССР совместно с производств, комитетами, министерствами и ведомствами ведет работу по изучению практики применения С. н., но разработке, изданию и внедрению в стр-во прогрессивных С. н. на новые виды работ и конструкций, а также по периодич. пересмотру действующих С. н. с целью своевременного отражения в них передовых методов произ-ва работ.

Лит.: СНиП, ч. 4, Сметные нормы, Л., 1962.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ОБЪЕМА ЗДАНИЙ И ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ИХ (По Сметным нормам на строительные, работы СНиПа … 1 Строительные нормы и правила являются частным случаем технического....

Основными исходными данными для разработки единичных расценок в стр-ве являются сметные нормы на строит, конструкции и работы, приведенные в Строительных нормах и правил ах (СНиП).

Строительные нормы и правила (СНиП) являются сводом основных нормативных документов по … В части IV приведены сметные нормы на все основные " виды конструкций, общестроительных и...

ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ. 1. Объем земляных работ при разработке, экскаваторами следует исчислять без добавления объема выемки пионерных траншей и водоотводных канав в забоях; объем работ по...

КАМЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ. Сметные нормы на строительные работы СНиП"а предусмат? ривают следующие типы наружного оформления стен: а) гладкие, к которым относятся стены внутренние и фасад.

Если нет необходимых сметных нормативов в имеющейся нормативно -информационной базе, то в ряде случаев можно составлять. индивидуальные сметные нормы .

Калькуляции бывают сметные , плановые, нормативные . Сметная калькуляция составляется … в) изменение величины себестоимости продукции от изменения норм и цен на материальные ресурсы (DСн.ц)

Стальные конструкции. Нормы проектирования.

Различают плановую, нормативную , сметную и фактическую калькуляции. … Расчет себестоимости на основе установленных норм прямых затрат и разработки плановых комплексных статей принято...

Окраска плинтусов нормами предусмотрена и отдельно учитываться нг должна

Под нормой понимают элементную сметную норму (т.е. ресурсы, необходимые на единицу измерения работ в натуральных измерителях): затраты труда рабочих в человеко-часах, время работы строительных машин в машино-часах и материальные ресурсы в метрах кубических, метрах квадратных, штуках и т.д.

Нормативами , как правило, считаются укрупненные показатели или нормативы в процентах, объединенные в отдельные сборники: нормативы накладных расходов и сметной прибыли и др., показатели на укрупненные измерители.

Различают элементные и укрупненные сметные нормы (нормативы).

По уровню разработки и применения сметные нормы и расценки подразделяются на:

Государственные (федеральные) – ГЭСН, ФЕР и др.

Производственно-отраслевые, вводимые министерствами и федеральными агентствами (ПОСН).

Территориальные, вводимые органом исполнительной власти субъектов РФ (ТСН, ТЕР и др.)

Фирменные, вводимые строительными организациями (ФСН).

Индивидуальные сметные нормы (ИСН) - применяются по согласованию с заказчиком.

Все нормы и нормативы приводятся в соответствующих официальных сборниках для использования в сменном деле. Основным источником норм расхода ресурсов в настоящее время является сборники Государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001). Каждый сборник ГЭСН содержит техническую часть и таблицы норм расхода ресурсов по разделам. Цен и расценок в ГЭСН нет!!! Техническая часть включает общие указания, правила исчисления объемов работ и коэффициенты к некоторым сметным нормам. Нормы постоянно дополняются.



Главной функцией сметных норм, как уже было сказано выше, является установление нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям (расценкам).

Отметим, что сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в условиях, отличающихся от стандартных (высотные работы, работа в условиях стесненности, условиях Крайнего Севера и т.п.), к сметным нормам и расценкам применяются повышающие коэффициенты. Их можно найти в МДС 81-35.2004, в технических частях сборников норм и в Общих указаниях к сборникам единичных расценок. Фирменные сметные нормы строительной организации учитывают реальные условия работы конкретной организации – подрядчика.

При стесненных условиях производства работ, при реконструкции существующих зданий, при строительстве в застроенной части города применяются поправочные коэффициенты к заработной плате и эксплуатации машин – коэффициент на стесненность. При строительстве в застроенной части города к стесненным условиям относятся случаи, когда действуют не менее трех факторов: 1) интенсивное движение транспорта и пешеходов; 2) разветвленная сеть существующих подземных коммуникаций; 3) близость жилых и производственных зданий и сохраняемых зеленых насаждений; 4) стесненные условия складирования материалов; 5) плотность застройки больше 25 %.

Единичные расценки. Единичная расценка представляет собой калькуляцию прямых затрат на выполнение единицы работ или выполнение конструктивных элементов. Они составляются с использованием ГЭСН. Единичные расценки приводятся в сборниках Федеральных (ФЕР-2001) и Территориальных (ТЕР-2001)единичных расценок. В ФЕР они составлены «закрытыми», то есть с учетом стоимости материалов, наиболее типичных для выполнения данного вида работ. В сборниках ТЕР расценки, как правило, являются «открытыми», без учета стоимости основных материалов (песок, щебень, отсев, семена газонных трав и др.), стоимость которых дополнительно расценивается в сметах. Это обеспечивает большую точность сметных подсчетов, поскольку удельный вес данных материалов – основной. По ФЕР, как правило, сметы составляют, если в регионе нет своих ТЕР, либо по желанию федерального заказчика. Сборники ТЕР содержат техническую часть, состоящую из трех разделов – общих указаний, правил вычисления объемов работ, коэффициентов к расценкам.

К элементным сметным показателям следует также отнести сметные цены в сборниках цен на материалы, изделия, конструкции; цены на перевозки грузов для строительства; средние сметные цены на основные строительные ресурсы (сборники «Сборник сметных цен» (ССЦ), «Сборник средних сметных цен на основные материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве» (СССЦ), «Стройка», «Строитель», «Строй-Маркет» и др.). (см. Приложения VII, VIII).

Современная система ценообразования включает следующие основные методические документы в строительстве: Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004);Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004); Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001) и письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18.11.2004 г. № АП-5536\06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве» и др.

Лимитированные затраты добавляются к итоговой стоимости строительных работ. Порядок их определения отражен в методическом документе – МДС 81-35.2004, п.4.34. К лимитированным затратам относят, как правило, затраты на возведение и разборку временных зданий и сооружений, дополнительные расходы при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время и резерв средств на непредвиденные работы и затраты. При этом резерв средств может определяться в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3 % - для объектов производственного назначения.

Составление смет.

Исходными данными при составлении смет являются ведомость подсчета объемов работ или ресурсная ведомость по проектным и нормативным материалам, согласованный с заказчиком метод составления смет, нормативная база и др. Студентам-дипломникам, приступающим к составлению сметы проекта, требуется подготовить ведомость объемов работ. Важно осознавать, что каждый вид работ включает в себя проведение нескольких последовательных операций. Например, такой вид работ как устройство цветников будет включать в себя следующие операции: устройство корыта под цветники заданной глубины, подготовка почвы под цветники с определенной толщиной слоя, посадка многолетних \ однолетних цветников при заданной густоте посадки, при необходимости уход. Необходимо также учесть расходуемые материалы и их текущие цены. Стоимость работ в сметах определяется на основе объемов работ и единичных расценок.

Составление смет с применением расценок из сборников ФЕР, ТЕР и др. осуществляется в базисном или текущем уровне цен. Базисным уровнем сметных нормативов в настоящее время является уровень цен на 01.01.2000 г. Он используется с последующим пересчетом в текущие цены с помощью индексов. Стоимость материалов, не учтенных прямыми затратами расценок (при применении ТЕР!), добавляется отдельными строками при составлении смет в базовых или текущих ценах.

В настоящее время используют следующие виды сметных цен строительных материалов:

· фактические текущие сметные цены по данным бухгалтерского, складского и производственного учета предприятий-изготовителей, а также самих подрядных организаций;

· средние сметные цены на основные строительные ресурсы Российской Федерации (сборник ССЦ и др.);

· средние цены на строительные материалы в Северо-Западном региональном еженедельнике «Стройка», а также в сборниках «Строитель», «Строй Маркет» и др.

В локальных сметах виды работ группируются в разделы сметы.

Смета составляется с точностью до рубля.

Расценки из федеральных сборников разработаны в уровне цен на 01.01.2000 г. для 1-го базового района (Московской области), что требует при их использовании соответствующей привязки к местным условиям и применения двойных индексов для индексации элементов прямых затрат. Так, в Санкт-Петербурге расценки из сборников ФЕР-2001, ФЕРр-2001, ФЕРм-2001 и ФЕРп-2001 применяются с учетом следующих территориальных поправочных коэффициентов к элементам прямых затрат:

· оплате труда рабочих – 1,224;

· эксплуатации машин и механизмов – 1,054;

· стоимости материалов – 1,160.

Каждая сметно-нормативная база (ФЕР, ТЕР и др.) содержит единичные расценки по группам. Единичные расценки каждой группы объединены в сборники. Например, федеральная сметно-нормативная база, шифр которой определен как ФЕР-2001, содержит единичные расценки по следующим группам:

· ФЕР - на строительные работы;

· ФЕРр – на ремонтно-строительные работы;

· ФЕМ – на монтаж оборудования;

· ФЕРп – на пусконаладочные работы.

Группа сборников единичных расценок на строительные работы состоит из 47 сборников, на ремонтно-строительные работы – из 19 сборников в одном томе и т.д. В сметных программах используются электронные варианты этих сборников. Сборники содержат сметные нормы и расценки, которые сгруппированы в разделы (подразделы) сборника. В состав сметно-нормативной базы включается также ССЦ – сборник сметных цен на основные строительные ресурсы в Российской Федерации. Сметные цены в сборниках ССЦ указаны по состоянию на 1 января 2000 г. (базовые) и в текущих ценах.

При составлении смет по ТЕР допускается применение ФЕР-2001, если какие-либо работы отсутствуют в ТЕР-2001. При этом применяются поправочные коэффициенты (см. выше).

Индекс – это соотношение текущих или прогнозируемых цен и базисных цен.

Выпускаются таблицы индексов «Координационным центром по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве» во всероссийском информационно-аналитическом журнале «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» (ЦиСН) (см. Приложения II – VI, IX), а также в «Вестнике ценообразования» «Центра мониторинга и экспертизы цен».

Программа Сметный Калькулятор, которую предлагается использовать студентам кафедры садово-паркового и ландшафтного строительства для составления смет дипломного проекта, позволяет составить локальные сметы, акты выполненных работ базисно-индексным и ресурсным методом. Программа предусматривает составление локальной сметы, состоящей из нескольких разделов с последующим пересчетом в уровень текущих цен с учетом индексов удорожания, ставок накладных расходов и плановых накоплений по видам работ по каждому разделу и по смете в целом. Стоимость ресурсов, неучтенных расценкой можно включить в смету как по ценам сборника сметных цен на строительные ресурсы, машины и механизмы (ССЦ – 2000) с последующей индексацией, так и по текущим ценам.

Сметными нормативами обобщенно называется комплекс сметных норм и расценок, объединенных в отдельные сборники. Они наравне с правилами и положениями, включающими в себя необходимые требования, являются основой для подсчета сметной стоимости в строительстве.

Сметной нормой называется совокупность ресурсов, которая установлена на принятый измеритель при проведении строительных, монтажных и прочих видов работ. Сюда включаются:

  • затраты труда специалистов-строителей;
  • затраты времени работы специализированной строительной техники;
  • потребности в материалах, конструкциях и изделиях и прочее.

Главная функция сметных нормативов - определение нормативной потребности в ресурсах, которые минимально необходимы и достаточны для осуществления необходимых видов работ. Они используются в качестве основы для дальнейшего перехода к стоимостным показателям.

В сметных нормах предусматривается выполнение работ в нормальных условиях, без осложнения их внешними факторами. Если работы проводятся в особых условиях, то к действующим сметным нормативам применяются дополнительные коэффициенты. К таким условиям относится:

  • загазованность;
  • стесненность;
  • близость к действующему оборудованию;
  • специфические районные факторы (высокогорность, безводность и так далее).

Сметные нормативы Российской Федерации делятся на несколько типов:

  • ГСН (государственные сметные нормативы , они же федеральные сметные нормативы ) - разрабатываются и вводятся Госстроем России;
  • ОСН (отраслевые сметные нормативы ) - разрабатываются и вводятся в действие министерствами, а также иными органами федерального управления. Они относятся к производственно-отраслевому строительству, ведущемуся в пределах той отрасли, для которой нормы и разработаны;
  • ТСН (территориальные сметные нормативы ) - их вводят органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении строительства, которое ведется на территории конкретного региона. К примеру, существуют территориальные сметные нормативы для Москвы ;
  • ФСН (фирменные (индивидуальные) сметные нормативы) - они учитывают реальные условия и специфику работы конкретного предприятия-исполнителя работ, которое находится в ведомственном подчинении.

Выбор конкретных сметных нормативов в строительстве для ведения расчетов определяется, в первую очередь, требованиями к используемым нормам со стороны заказчика работ по строительству, ремонту или монтажу. В отдельных случаях заказчик и исполнитель могут прийти к договоренности об использовании договорных расценок.

Заказчики обычно склоняются к использованию федеральных или территориальных сметных нормативов (если последние выпускались в данном конкретном регионе). Значительно реже используются отраслевые нормы, к примеру, они бывают востребованы в энергетической и нефтедобывающей отрасли. Самыми редкими в применении являются нормативы, разработанные для конкретного предприятия.

При использовании федеральных сметных нормативов для регионов осуществляется их корректировка с учетом местного уровня цен на материалы, работы и оборудование. В территориальных нормах уже сделаны поправки на местные условия. Данные нормативы также называют привязанными, именно их предпочтительно использовать в регионах.

В настоящее время в нашей стране действует несколько видов сметных нормативов . Перечислим и коротко опишем каждый из них.

1. ГЭСН (государственные элементные сметные нормы) от 2001 года. Они разработаны в Госстрое России, основное назначение заключается в определении состава работ и потребности в необходимых для их выполнения ресурсах. ГЭСН являются основой для разработки различных единичных расценок (ЕР) - федерального, территориального и отраслевого назначения. В них содержатся только количественные сведения по работе, они могут использоваться для разработки локальных смет по ресурсному методу.

Для кодировки ГЭСН используется числовой шифр типа 00-00-000-00. В нем последовательно указываются:

  • номер сборника;
  • номер раздела;
  • номер таблицы;
  • номер расценки в таблице.

2. ФЕР (федеральные единичные расценки) от 2001 года. Они также разработаны в Госстрое России на основе ГЭСН в ценах 2001 года. Их разработка проведена для базового региона страны, в качестве которой используется Московская область. Расценки предназначены для того, чтобы определять стоимость работ, в них содержатся необходимые для этого стоимостные показатели. Могут применяться для разработки локальных смет по базисно-индексному методу в отношении объектов, финансируемых из государственного бюджета.

3. ТЕР (территориальные сметные расценки) от 2001 года. Их разработкой занимаются территориальные центры по ценообразованию в строительстве, использующие в качестве основы ГЭСН с региональными ценами на 2001 год. Структура у них обычно аналогична сборникам ФЕР . ТЕРы применяются для разработки локальных смет на объекты, финансируемые из местного бюджета.

4. ТСН (территориальные сметные нормы). Разрабатываются городскими и другими территориальными центрами по ценообразованию. Например, для Москвы предусмотрены свои нормы МТСН в ценах 1998 года, которые используются при разработке локальных смет на объекты, финансируемые из московского городского бюджета.

Для того, чтобы сметы можно было рассчитывать в текущих ценах, выпускаются специальные коэффициенты пересчета (КП). Для той или иной нормативной базы они могут использоваться в отношении как отдельных расценок, так и видов работ.